Тормозная система полуприцепов: устройство, ремонт тормозного крана, регулировка
On 22.05.2022 by adminspecproteh StandardТормозная система полуприцепов работает в сопряжении с тормозами тягача. Они должны быть согласованы, чтобы автопоезд двигался стабильно и безопасно маневрировал. О том, как устроены тормоза на прицепах, как работает тормозной кран, как отрегулировать или выполнить его ремонт, расскажем далее.
Устройство тормозной системы полуприцепов
Полуприцепы имеют всего несколько сложных узлов – это шасси (подвеска), седельно-сцепное устройство, иногда подъемный механизм на самосвальных полуприцепах (ПП) и, конечно, пневматическая тормозная система, в которой большое значение имеет тормозной кран.
По схеме срабатывания тормозные системы делятся на следующие виды:
- Гидравлическая. Для замедления движения применяется специальная жидкость, активирующая работу структуры.
- Электрическая. Бесконтактное торможение выполняется при подключении взаимовлияющих магнитов.
- Фрикционная. Работа осуществляется путем активации силы трения при помощи тормозных механизмов.
- Моторная. Обеспечивает остановку транспортного средства при снижении оборотов двигателя.
- Пневматическая. Здесь тормоза активируются воздушным воздействием.
В полуприцепах давно применяются пневматические тормоза.
Принцип работы пневматических тормозов полуприцепа
Система пневматики тормозной системы полуприцепа активируется с помощью привода, который является совокупностью деталей и устройств, обеспечивающих торможение.
Тормозной пневматический привод для полуприцепа имеет 2 составляющие:
- энергетическую, отвечающую за энергоснабжение системы;
- управляющую, передающую команду с тормоза грузового автомобиля (ТГА).
Тормозной пневматический привод полуприцепа имеет питающий контур, который отвечает за подготовку воздуха для использования в пневмосистеме. В нее входят:
- Компрессор (отвечает за давление воздуха в структуре).
- Регулятор давления, который поддерживает значение параметра в границах нормы.
- Осушитель воздуха, выполняющий функции фильтра, очищающий подаваемый воздух от паров бензина, масел, воды. Дополнительно работает как ресивер (технический сосуд, выдерживающий повышенные значения давления газовых сред).
- Защитный четырехконтурный клапан:
- распределяет воздух из одного потока на: 1) два периметра ТГА; 2) структуру ПП, отвечающую за срабатывание аварийных, стояночных тормозов; 3) пневмоподвески, дополнительные ТПП;
- контролирует равномерность распределения воздуха в периметрах;
- при нарушении целостности воздухопровода в одной части ТПП обеспечивает нормативное давление в других.
В соответствии со схемой тормозного пневматического привода полуприцепа его запуск осуществляется путем нажатия педали тормоза. В результате подаются управляющая и энергетическая команды, попадающие в механизмы торможения колеса грузовика и к исполнительным устройствам прицепа. Управляющими деталями тормозной пневматической системы полуприцепа могут быть кран растормаживания полуприцепа, регуляторы различного назначения, клапаны релейные и др. Исполнительные механизмы – это диафрагменные или энергоаккумуляторные тормозные устройства.
Кран тормозных сил на полуприцепе
Так называется пневмоузел, контролирующий реакцию тормозов полуприцепа на сигнал, подаваемый от седельного тягача.
Принцип работы тормозного крана полуприцепа следующий:
- Когда педаль тормоза находится в стандартном положении, давление воздуха фиксирует шток и поршень. Впускной, контрольный клапаны перекрыты.
- После нажатия педали в магистраль накачивается воздух, который, воздействуя на поршень, сжимает пружину, она, в свою очередь, толкает шток, активирующий ТПП.
- В процессе растормаживания стравливается воздух, пружина распрямляется, и освобождаются колеса.
Изменяя положение регулирующего винта, устанавливается необходимое воздушное сжатие в пневматической тормозной системе полуприцепа (уровень 20–100 кПа).
Устройство тормозного крана
Тормозной кран на полуприцепах бывает одно- и двухпроводный. На современных прицепах (Атлант, Кнорр, Фрюхауф, Шмитц, Крона Тонар, Маз, КамАЗ) чаще всего используется более сложный в плане конструкции двухпроводный тормозной кран.
Конструктивно тормозной кран полуприцепа состоит из корпуса, в котором размещены большой и малый ступенчатые поршни, верхний и нижний клапаны, толкатель поршней. Также тормозной кран имеет в составе рычаг, шпильку, упругий элемент, отверстие для разгрузки и винт для настройки работы, позволяющий производить регулировку тормозных сил на полуприцепе.
Тормозной кран в однопроводной системе
Кран тормозных сил на полуприцепе во время соединения с тягачом одной магистралью используется 1 соединительная головка. При такой конструкции система работает одновременно как управляющая и энергетическая.
При снижении показателей давления в тормозах полуприцепа увеличивается тормозящее воздействие на его оси.
В одноприводной системе тормозной кран имеет в составе:
- поршень;
- диафрагму;
- клапаны для воздухообмена (впускной, выпускной).
Двухпроводная тормозная система полуприцепа
По схеме один вывод подсоединяется к тормозам передней колесной оси, второй – к задней. Еще один вывод ведет к крану растормаживания прицепа, который через клапан регулировки давления передает сигнал на регулятор тормозных сил (РТС), называемый в народе подводной лодкой или колдуном.
Тормозной кран полуприцепа необходим для контроля тормозной системы несамоходного транспортного средства после получения команды из кабины водителя грузовика. Также этот узел подключает тормозную систему прицепа в автоматическом режиме при падении давления в воздухопроводе до критического уровня, осуществляется сброс излишнего давления через атмосферный клапан.
Принцип действия
Тормозной сигнал передается из кабины тягача. После нажатия на педаль тормозное усилие передается через главный кран полуприцепа при помощи поступления сжатого воздуха.
Клапан тормозного крана полуприцепа в ответ на команду направляет воздух от узла на выводы. Через другой шланг воздушная смесь под давлением направляется в тормозной кран, где с усилием воздействует на большой поршень, который срабатывает под влиянием пружины и давления воздуха, уравновешивая средний поршень, давление в воздуховоде, после чего срабатывают тормозные механизмы.
Когда педаль тормоза отпускается, воздух спускается через специально предназначенное отверстие, расположенное в кране. Пружина давит на поршень, он опускается, открывая отверстие клапана. После того как давление падает, в системе полуприцепа происходит растормаживание.
Для запуска стояночной системы открывается кран на регуляторе тормозных сил (подлодке), и через отверстие в тормозном кране растормаживания полуприцепа воздух выводится наружу, обеспечивая подключение тормозного механизма.
Между РТС и клапаном растормаживания установлен клапан соотношения давлений, который контролирует перекрытие воздуховодов, когда давление падает до критических значений, чтобы не произошло самопроизвольного торможения прицепа. Изменение уровня давления сжатого воздуха, регулировка тормозного крана полуприцепа осуществляется с помощью специального винта.
Тормозной кран полуприцепа Вабко – это долговечная, надежная тормозная система, которая обеспечивает высокий уровень безопасности. Таким оборудованием оснащаются почти все современные полуприцепы не только европейского, но и российского производства (МАН, Вольво, ДАФ и др.).
Тормозной кран для полуприцепов Wabko подает электрический и пневматические сигналы, позволяющие регулировать торможение несамоходного ТС. Вабко выпускает два варианта систем торможения – ABS и EBS. В обеих версиях устанавливается тормозной кран.
При нажатии педали тормоза сжатый воздух от грузовика по пневмотрубам поступает в кран, через ввод, уравновешивая воздействие со стороны ресивера. В момент, когда давление в воздуховоде, идущем от тягача, становится больше, чем в системе полуприцепа, поршень нагружается, и производится открытие клапана. Усилие передается на тормозной механизм.
При отжатой педали тормоза клапан постоянно держится закрытым, и в пневмотрубах поддерживается нормативное давление, сохраняемое с помощью ресивера. При разрыве магистрали, соединяющей прицеп с тягачом, в пневмопроводе падает давление. Соответственно, давление на поршень тормозного крана снижается. Под воздействием сжатой смеси из ресивера и пружины тормозного крана полуприцепа поршень перекрывает отверстие клапана, и происходит автоматическое торможение прицепа.
Неисправности тормозного крана
Причина неполадок полуприцепа кроется в тормозном кране, если наблюдаются следующие признаки:
- воздух, при торможении выходящий со свистом из головки;
- при отпускании педали тормоза в кабине колеса грузовика растормаживаются, а на несамоходном ТС – нет;
- тягач при подаче команды на торможение останавливается, а ПП – нет;
Ремонт тормозного крана
Если обнаружено, что причиной плохой работы тормозов полуприцепа является тормозной кран, то надо его отрегулировать. Настраивают давление при помощи регулировочного винта.
Важно: Если после всех манипуляций функциональность тормозной системы прицепа не восстановлена, то нужно заменить дефектный узел в сборе.
Практические советы по ремонту и регулировке тормозной системы полуприцепов
Когда возникают вопросы с пневматической тормозной системой полуприцепов и нет времени обратиться в специализированный сервис, решение проблемы можно поискать в рекомендациях опытных водителей автопоездов. Основные советы приведем далее.
Если шипит колдун, камеры выдвигают трещотки, полуприцеп подтормаживает, пахнет резиной, а при езде без загрузки несамоходное ТС уходит в юз, опытные водители советуют произвести следующие действия:
- разобрать и почистить РТС;
- посмотреть, нужна ли регулировка крана тормозных сил на полуприцепе;
- купить новый кран, который стоит около 10–12 тысяч рублей;
- проверить управляющий кран.
Для того чтобы избежать проблем с тормозами на полуприцепе, необходимо регулярно обслуживать прицеп в специализированном сервисе и проверять узлы и системы перед дальней дорогой. Если плохо растормаживается полуприцеп, ищите причины.
Работа в расторможенном состоянии
Перед тем как поехать с полуприцепом, следует наполнить сжатым воздухом систему. Для этого запускается двигатель. При достижении давления уровня 0,5 МПа контрольные огни на панели водителя гаснут. Если стояночный тормоз расторможен (лампа тоже погасла), автопоезд готов к движению.
Когда автопоезд с полуприцепом в расторможенном состоянии, об этом свидетельствуют следующие показатели:
- ножной тормоз и ручник находятся в нейтральном положении;
- рукоятки разобщительных кранов располагаются под углом в 90 градусов к оси (закрыты);
- показатели давления в ресивере имеют значение 0,7–0,75 МПа;
- растормаживание происходит при увеличении силы сжатия воздуха в ТПП.
Ранее мы писали о ремонте оси полуприцепа.
Последние статьи
- Мотоблок Агрос (Агрос, МТЗ): характеристики, двигатели, навесное оборудование
- Разбрасыватель органических удобрений (РОУ): устройство, подготовка, внесение
- Экскаватор ЭО-3323: технические характеристики колесного Калининца
- Экскаватор ЭО-3322: технические характеристики, емкость ковша, как работает
- Hitachi ZX 200: технические характеристики экскаватора