Ремонт оси полуприцепа: как отремонтировать и выполнить регулировку своими руками
On 22.05.2022 by adminspecproteh StandardОси – это тот элемент грузового полуприцепа, который принимает на себя основную нагрузку. И даже при корректной эксплуатации оси повреждаются и выходят из строя. Как вовремя заметить неисправность осей полуприцепа, как провести ремонт и можно ли выполнить его своими руками? С этими и другими вопросами, касающимися регулировки и ремонта осей полуприцепа, разберемся далее в статье.
Какие оси полуприцепа самые надежные
В описание полуприцепа всегда включается количество осей, на которые поставлена прицепная техника. И действительно, это основная характеристика грузовых полуприцепов. На оси приходится нагрузка, которая для полуприцепов тяжелого класса может доходить до 100 тонн. Поэтому не удивительно, что оси часто повреждаются.
Осевой узел полуприцепа – это важная деталь ходовой части. По факту так называется круглая или прямоугольная труба, на которой крепятся колеса. Прочность оси может составлять до 12 тонн.
Производителей осей для полуприцепов много. Продукция отличается ценой, доступностью запчастей, весом, разрешенной нагрузкой, качеством исполнения и др. Собственные оси для грузовых полуприцепов выпускают Мерседес, Фрюхауф, Шмитц, Гигант, ROR. Но в РФ больше всего известны и используются БПВ, САФ. Так, Тонар, Маз, Крона используют именно эти марки осей на своих полуприцепах. НЕФАЗ также предлагает бензовозы и самосвальные ПП с осями обоих производителей.
Оси для полуприцепов SAF
Считается надежным брендом. Ось имеет высокий запас по прочности. Устанавливается в комплектации с дисковыми тормозами. Цена на ось SAF для полуприцепов ниже, например, чем на BPW.
Но САФ устроена так, что в случае поломки некоторые элементы можно заменить только целиком. Этот узел рассчитан на агрегатный ремонт. И найти нужные компоненты для SAF в магазинах РФ бывает сложно. Зато обслуживание осей для полуприцепов, выпускаемых под этой маркой, быстрее и дешевле. САФ – это надежность и минимальное количество «слабых» деталей.
Оси для полуприцепов BPW
Более дорогая марка, чем SAF, но оси могут прослужить дольше, потому что компоненты заменяемы. Причем запчасти на них есть во многих автомагазинах.
Сравнивая оси для полуприцепов САФ и БПВ, можно сказать, что первый производитель делает акцент на надежности и минимальном количестве деталей в узле. Вторая марка больше стремится облегчить весовые характеристики и обеспечить удобный, быстрый сервис.
Признаки повреждения осей
Признаки, которые характеризуют наличие неисправностей в осях полуприцепа, следующие:
- нарушена балансировка;
- изделие резко отклоняется от курса («гуляет» из стороны в сторону);
- исчезает работа блока тормозов.
При возникновении подобных дефектов необходимо как можно скорее провести тщательную диагностику ходовой и осей в частности.
Плановый технический ремонт грузовых полуприцепов подразумевает целый пакет регламентных действий, включая диагностику. Такие процедуры дают возможность уменьшить расходы на дорогой экстренный ремонт.
Сервис осей полуприцепов проводится как минимум два раза, согласно рекомендации производителя: после 2-х тысяч километров и после 20-ти тысяч километров пробега. Следующий осмотр нужно делать, соответственно, после преодоления отметок в:
- 40000 км;
- 60000 км.
Профилактический и капитальный ремонт осей грузовых полуприцепов или прицепов выполняется с той же периодичностью, что и ремонт машин. Каждый раз перед выходом в рейс проверяются в обязательном порядке такие элементы ходовой:
- опорно-сцепной блок;
- рама;
- рессоры;
- борта кузова и пол;
- шины;
- осветительные устройства.
У полуприцепов проверяют подъемные механизмы и опорные катки. Производители рекомендуют ежедневно выпускать конденсат из емкости пневмопривода у тормозного механизма прицепа. В тщательный технический осмотр входит проверка на следующее:
- наличие люфтов;
- цапф поворотных механизмов;
- наличие люфта в шаровых креплениях;
- давление в колесах;
- шплинтовка камер;
- работа ручного тормоза.
Тормозной гидропривод реализуется с помощью регулировки величины зазора, который присутствует между штоком и поршнем цилиндра. Зазор этот регулируется с помощью вращения штока на вилке, соединяющей звено (его величина от двух до трех мм). Важно соблюдать этот показатель, тогда система будет работать нормально.
Способы ремонта осей полуприцепа
В зависимости от дорог, по которым чаще всего передвигается седельный тягач с полуприцепом, уровня постоянной загрузки, срока службы техники, восстановление осей полуприцепов может потребовать выполнения следующих работ:
- рихтовка (выправление геометрии) осевого узла, если она погнута;
- правка ступицы;
- ремонт резьбы на оси полуприцепа;
- реставрация кронштейна суппорта;
- регулировка соосности полуприцепов;
- восстановление шпоночных шлицев, пазов;
- починка сломанной трубы.
Как выполняется ремонт осей полуприцепа: основные способы устранения неисправностей
В первую очередь при ремонте осей полуприцепа проводятся слесарные и «горячие» работы – правка, сварка, потому что при воздействии высоких температур может повести уже готовые детали. Затем выполняются механические работы. А уж потом можно провести шлифовку поверхностей.
Выправление
Если труба оси полуприцепа изогнута, то есть несколько способов устранения этого дефекта:
- при прогибе менее полмиллиметра выполняется шлифование или проточка детали;
- если отклонение составляет 1,5% от длины оси, то дефект устраняется без разогревания детали с помощью винтовых скобок или пресса;
- если уровень отклонения выше, то для восстановления нормальной формы детали производится правка под прессом при нагреве места изгиба до 600 градусов по Цельсию (например, с помощью газовой горелки).
Важно: Если выправление оси полуприцепа выполнять «холодным» способом, прогиб со временем может восстановиться. Поэтому желательно после устранения дефекта выполнить термическую обработку элемента оси (30 мин. при температуре 500 °C).
Проверка дефектоскопом
После восстановления геометрии оси полуприцепа и других ремонтных работ нужно проконтролировать отсутствие изгиба при помощи устройства для обнаружения дефектов в металлических изделиях неразрушающими методами (индикаторная стойка).
Этот прибор монтируется на трубу, стрелка переводится в нулевое положение. Затем узел крутится, и отслеживаются показания устройства. Если значение не превышает 0,2 мм, то геометрия оси прицепа в норме.
Восстановление осевых шеек
Для обновления посадочных мест под подшипники и прочие элементы на осях полуприцепов используется несколько способов:
- если износ шейки небольшой, то неровности устраняются шлифованием, специальной пастой;
- при выявлении овальности или конусности, а также износе более 0,2 см производят металлизацию, наплавку или делают обработку под ремонтный размер.
Важно: Металлизация, хромирование, осталивание выполняются только на предприятиях, оснащенных специальным оборудованием.
После выполнения мероприятий по наращиванию шейки оси полуприцепа деталь нужно хорошенько отполировать.
Ремонт шлицевых частей
Смятие поверхностей, износ шлицев исправляется наплавкой на впадины. Затем проводят механическую обработку под размер сопрягаемого отверстия. Наплавку производят с помощью электродов ЦН-300. Следующим шагом шлицы осей полуприцепа протачиваются, удаляются торцевые наплывы, снимается фаска. Работы производятся на фрезерных станках, в мелких мастерских – на токарных с использованием специального шлиценарезного приспособления.
Восстановление дефектной резьбы
Эта манипуляция может потребоваться после замены осевых подшипников со втулками. Как правило, в таком случае проявляются дефекты нарезки. При незначительном повреждении резьбы на оси полуприцепа ее восстанавливают при помощи плашки или на токарном станке.
При сильном износе восстановить резьбу на оси полуприцепа можно наплавкой, которая выполняется после удаления старой нарезки.
Ремонт при нескольких изломах оси
Такой дефект оси полуприцепа исправляется следующим способом:
- обломанные концы обрабатываются, края подтачиваются под углом 45 градусов;
- затем в трубу вставляется металлическая пластина, прут, другая заготовка, внешний размер которой соответствует внутреннему диаметру осевого агрегата;
- под давлением детали соединяются;
- ремонтируемая деталь крепится к вставке при помощи электрозаклепок;
- затем края обвариваются несколько раз;
- после этого места стыка обрабатываются механическим путем или станком и зашлифовываются.
Работать с осью от полуприцепа удобно на призмах, т.к. осевой агрегат можно легко при сварке поворачивать одной рукой. Если нет специального пресса для соединения частей детали, можно использовать домкрат, уперев его, например, в потолочную балку.
После окончания работ необходимо проверить геометрию оси для полуприцепа при помощи индикаторной стойки.
Регулировка осей
При неправильной установке оси на полуприцеп происходит повышенный износ резины, возникает увеличение сопротивления движению.
Также появляется соосность – это когда трубы осевых узлов полуприцепа перпендикулярны линии, которая делит вдоль несамоходное ТС пополам, и параллельны друг другу. Необходимо регулярно контролировать и регулировать длину поворотных тяг, дышла (для прицепа), чтобы полуприцеп двигался по колее тягача.
Как отрегулировать соосность на полуприцепе самостоятельно
Удобнее всего эту манипуляцию производить на стенде, но можно проверить соосность на полуприцепе и без него. Полуприцеп следует припарковать на ровной поверхности. Для установки первой оси потребуются 2 суровые нитки или строительная лазерная рулетка. Замеряем расстояние от шкворневого пальца (или дышла для прицепа) до чулка оси. Потом регулировкой продольных рычагов добиваемся одинаковых значений.
Второй узел регулируем по первому. Снимаем показания рулетки от первой оси ко второй, затем также при помощи нижних рычагов выравниваем расстояние. Для третьего узла действуем аналогично второй, меняем значения при помощи регулируемой продольной тяги.
Допускается разница в замеренных параметрах до 2х миллиметров. Когда приходится заниматься этим самому, то гораздо удобнее работать на стенде.
На некоторых осях полуприцепов вместо рычагов устанавливаются шлас-шайбы, позволяющие производить изменение положения осей. Есть и шасси с нерегулируемыми осями, тогда корректировка возможна только в профессиональной мастерской.
Как выполнить ремонт оси полуприцеса своими руками
Такая работа требует высокой точности и умения. Главная проблема заключается в том, что ось полуприцепа можно установить только на станок с длинной базой. Станина должна быть не менее 3х метров.
При сильном износе элементов оси полуприцепа нужно произвести наплавку, для чего потребуются специальные электроды, они же нужны для установки электрозаклепок. И понадобится индикаторная стойка для проверки геометрии оси полуприцепа, при нарушении которого повреждаются другие элементы узла.
Если все оборудование для ремонта оси полуприцепа есть в наличии, то можно приступать к работам. Порядок их проведения следующий:
- труба осевого агрегата разрезается в месте трещины или слома;
- образовавшиеся края детали зачищаются;
- изготавливается вставка;
- берется заготовка цилиндрической формы и диаметром 11 см, длина ее зависит от места слома (как правило, от 40 до 60 см);
- «кругляк» облегчается с помощью просверливания отверстия (диаметр 6–6,5 см);
- заготовка обтачивается под внутренний диаметр осевого агрегата;
- с двух сторон формируются пазы глубиной 5–6 мм по всей длине вставки;
- готовый цилиндр под давлением запрессовывается в короткий конец трубы (можно с использованием домкрата);
- через боковые отверстия обе детали свариваются;
- вставляем свободный конец цилиндра во вторую часть трубы;
- сдвигаем части;
- делаем сварной шов;
- выравниваем наружную поверхность, убираем подтеки от сварки, полируем;
- проверяем геометрию осевого агрегата.
Ось полуприцепа – это дорогая деталь, замена которой обходится владельцу дороже, чем ремонт в профессиональном сервисе. Допускается и самостоятельное восстановление оси при условии, что имеется набор необходимого оборудования, навыки работы, время и большое желание.
Ранее мы писали о видах и производителях низкорамных полуприцепов.
Последние статьи
- Мотоблок Агрос (Агрос, МТЗ): характеристики, двигатели, навесное оборудование
- Разбрасыватель органических удобрений (РОУ): устройство, подготовка, внесение
- Экскаватор ЭО-3323: технические характеристики колесного Калининца
- Экскаватор ЭО-3322: технические характеристики, емкость ковша, как работает
- Hitachi ZX 200: технические характеристики экскаватора