Не растормаживается полуприцеп: что делать, как исправить, причины
On 22.05.2022 by adminspecproteh StandardС проблемой того, что не растормаживается полуприцеп, рано или поздно сталкивается каждый водитель. И надо как можно скорее найти и устранить проблему, потому что эксплуатировать прицеп в такой ситуации просто опасно. Почему не растормаживается полуприцеп? Как найти и устранить неисправность? Практические советы по решению проблемы дадим далее в статье.
Когда полуприцепы не растормаживаются?
Одна из самых неприятных проблем при движении автопоезда с полуприцепом на дороге – это когда при торможении многотонный прицеп начинает уводить в сторону, колеса слабо либо не одновременно тормозятся, или при нормальном ходе педали полуприцеп вообще не растормаживается. Подобная неприятность может возникнуть на полуприцепе любого производителя, будь то Fruehauf, Krone, Schmitz, Кассбохрер, Тонар, Кегель, КамАЗ, МАЗ, Вольво.
Как правило, при проблемах с тормозами полуприцепа возникают две проблемы:
- плохо тормозит (не тормозит) полуприцеп,
- не растормаживаются колеса на полуприцепе.
Вне зависимости от природы неисправности эксплуатировать полуприцеп опасно. Нужно как можно скорее найти причину плохой работы тормозной системы – и устранить их. Рассмотрим узлы, которые следует проверить, способы устранения неисправностей независимо от системы тормозов – дисковой или барабанной.
Диагностика тормозной системы полуприцепа
Это самая сложная часть работ, так как после нахождения дефектного узла устранить неисправность можно несколькими способами. Для того чтобы найти место повреждения, следует проверить всю тормозную систему полуприцепа, начиная с седельного тягача. Контроль производят при пустом прицепе сначала при работающем двигателе, выполняя нажатие и отпускание педали тормоза, проверяя шланги, соединяющие грузовик с полуприцепом.
Если причина дефекта тормозов на полуприцепе не обнаружена, то глушится двигатель, и работоспособность системы проверяется путем чередования слабого и сильного нажатия на педаль тормоза, переключения привода стояночного тормоза.
Имеет значение скорость реагирования тормозной системы полуприцепа на команду водителя из кабины тягача.
Почему не растормаживается полуприцеп: возможные причины
В случае нарушения работы пневматической тормозной системы – не растормаживается полуприцеп, слабые тормоза на прицепе – следует убедиться, что:
- двухпроводный кран управления несамоходного ТС функционирует в штатном режиме, поршень смазан, не нарушены его размеры;
- нет разгерметизации манжетов главного и колесных тормозных цилиндров;
- отсутствуют нарушения в работе основного тормозного крана;
- не повреждена поверхность корпуса или поршня усилителя;
- не присутствуют дефекты тормозных трубок или шлангов (не забиты, без трещин);
- не нарушена герметичность между вакуумным усилителем и впускным коллектором;
- не стерты фрикционные накладки колодок;
- есть контакт между накладками и барабаном.
Именно со сбоем этих систем связаны причины, по которым полуприцеп не растормаживается. Рассмотрим узлы, которые чаще всего становятся причиной невозможности растормозить полуприцеп.
Двухпроводной тормозной кран полуприцепом
Этот узел необходим для запуска тормозной системы полуприцепа при сигнале от контуров привода тягача. Также он задействуется при подключении энергоаккумуляторов, активирующих стояночные и запасные тормоза.
Главный тормозной кран
На большинстве полуприцепов используется система Wabko. Такие узлы бывают на несамоходных ТС Крона, Шмитц, Тонар, Вольво, Фрюхауф и других. Главная задача тормозного крана – подача электрического и пневматического сигналов, при получении которого начинается торможение. Если не растормаживаются колеса на полуприцепе, надо в первую очередь проверить работу этого узла.
Перегибы и неправильное подсоединение шлангов
Проблемы с воздуховодами на полуприцепах и прицепах могут быть вызваны неправильным подключением систем, в результате чего возникают перегибы, истирание шлангов. В ряде случаев нарушается проходимость воздуха через трубку. Это легко проверить, открутив конец черного шланга воздуховода. Если воздух проходит слабо, то надо устранить пережатия или продуть трубку под давлением при помощи специального компрессора.
Способы устранения проблем с растормаживанием полуприцепа
Во всех пособиях по ремонту пневматической тормозной системы полуприцепа при обнаружении неисправности рекомендуется неработающий узел заменять на новый. Но не всегда это лучшее решение проблемы. Зачастую вновь установленная деталь ненадолго устраняет растормаживание, потому что фрагменты узла изнашиваются после очень длительной эксплуатации. Чаще всего требуется нанесение солидола даже на самые низкие слои элементов тормозной системы.
Разборка и смазка двухпроводного крана
В этой детали есть два поршня. Сбой работы чаще всего происходит в результате окисления, отсутствия или плохой смазки первого или второго поршня.
Обычно достаточно демонтировать двухпроводный кран, разобрать его, нанести подходящую смазку (обычно это солидол), собрать узел и установить обратно. В подавляющем проценте случаев больше ничего делать не надо, чтобы устранить причину, по которой не растормаживается полуприцеп. Редко встречается дефект поршня (отклонение в размерах), тогда требуется замена детали с ненормативными параметрами.
Разборка и смазка главного тормозного крана
Если есть фитинг, диагностика проблем тормозной системы полуприцепа облегчается. Если «сдернуть» фитинг и при этом тормоза «отпускает», то, скорее всего, необходимо заняться главным тормозным краном. Все мероприятия сводятся к разборке узла и нанесению солидола.
Проверка поршня
В редких случаях смазка не гарантирует штатную работу узлов и не помогает решить проблему, по которой не растормаживается полуприцеп. Если после установки детали проблемы с растормаживанием не пропадают, необходимо проверить размеры и целостность поршней.
Желательно сделать замеры аналогичных деталей годного узла и сравнить результаты. Известны случаи (подтверждающиеся видео в сети), когда увеличенная высота запчасти нарушает эффективность работы механизма. Причем в новом узле это компенсируется толщиной прокладки. Со временем происходит усадка материала, система начинает «сбоить».
Проверка давления пневматической тормозной системы
Контроль состоит в установлении давления воздуха с помощью измерительных приборов. Перед испытанием устраняются все воздушные пропускания из пневмосистемы. Порядок проверки следующий:
- Загрузить пневмосистему воздухом до включения сигнальных ламп датчиков. Значение на манометре в этот момент 620–750 кПа. Лампочки контроля в идеале гаснут при достижении показателей 450–550 кПа.
- Отжать тормоз (полуприцеп при этом должен стоять). Давление снижается на 50 кПа. При этом в магистрали манометр показывает давление 620–750 МПа, а в воздуховодах, соединяющих тягач и ПП – 0 кПа.
- Установить стояночный тормоз параллельно земле. Показания манометра соответствуют значениям предыдущего пункта, только давление в соединительной головке ожидается 480–520 кПа.
- Затем перевести рукоятку стояночного тормоза перпендикулярно полу. Тогда давление в ресивере должно составлять 670–750 кПа, в соединительной головке двухпроводного привода манометр показывает те же самые величины.
- После нажатия на кнопку подключения вспомогательного тормоза в тормозных клапанах устанавливается давление 60–70 кПа.
Во время контроля функциональности пневматической системы тормозов при снижении показателей до 450–550 кПа включаются сигнальные лампы и звуковой зуммер в кабине тягача.
Практические советы, что делать, если не растормаживается полуприцеп
При возникновении проблем с тормозами полуприцепа водители часто задают вопросы на форумах, описывая характер неисправности. Выделим основные проблемы и способы их решения:
- полуприцеп не реагирует на тормозной сигнал или тормозит с опозданием – скорее всего, есть утечка из воздухопровода или ресивера, не работает компрессор;
- полуприцеп начинает «кидать» из стороны в сторону – износились барабаны или колодки, нужна диагностика пневмосистемы, т.к. возможно, что одна из тормозных камер «подтравливает» воздух;
- полуприцеп заносит при торможении – требуется проверка разобщительного клапана.
Главное правило, позволяющее устранить причины того, что полуприцеп не растормаживается, – каждый год проходить нормативное техническое обслуживание в специализированных сервисах. Причем это работает как для прицепов зарубежных производителей, так и для полуприцепов, собранных в РФ или Беларуси.
Ранее мы писали об устройстве тормозной системы полуприцепов.
Последние статьи
- Мотоблок Агрос (Агрос, МТЗ): характеристики, двигатели, навесное оборудование
- Разбрасыватель органических удобрений (РОУ): устройство, подготовка, внесение
- Экскаватор ЭО-3323: технические характеристики колесного Калининца
- Экскаватор ЭО-3322: технические характеристики, емкость ковша, как работает
- Hitachi ZX 200: технические характеристики экскаватора