Какую жидкость лить в гидроусилитель руля: все о масле для ГУР
On 04.05.2022 by adminspecproteh StandardПодавляющее большинство современных машин, тракторов и другой спецтехники оснащается рулевым управлением с гидроусилителем. Для работы ГУР требуется специальная жидкость, которая служит для передачи и увеличения рулевого усилия. Расскажем все о том, какую жидкость лить в гидроусилитель руля, какое бывает масло и чем различаются разные жидкости для ГУР.
Что представляет собой жидкость для ГУР
Жидкость гидроусилителя руля представляет собой смесь на основе масла, которое выступает в качестве рабочего тела в системах гидравлического усилителя руля (ГУР) автокранов, тракторов, грейдеров и другой спецтехники.
В современных легковых и грузовых автомобилях, автобусах и иной технике предусмотрена система, облегчающая задачу водителя — ГУР или гидравлический усилитель руля. Эта система состоит из жидкостного насоса с приводом от коленвала мотора, силового исполнительного механизма, элемента управления и шлангопроводов. В качестве исполнительного механизма используются рейки или рулевые элементы с сошками, в качестве механизма управления — совмещенный с рейкой или рулевым механизмом распределитель, управляющий потоками гидравлической жидкости в зависимости от направления и угла поворота руля.
В качестве рабочего тела в гидроусилителе руля применяются различные жидкости, которые призваны выполнять несколько важных функций. Чтобы выбрать, какую жидкость лить в гидроусилитель руля (ГУР), необходимо точно понимать поставленные перед маслом задачи:
- Передача усилия от насоса ГУР на исполнительный механизм, обеспечивающий поворот управляемых колес;
- Смазка механически подвижных деталей;
- Защита металлических элементов гидроусилителя руля от коррозии;
- Охлаждение трущихся элементов системы, предотвращение перегрева ГУР.
Наиболее эффективно все эти функции могут выполнять только специальные жидкости, которые разрабатывались специально, чтобы заливать их в ГУР. Эти масла имеют ряд особенностей и специфических характеристик, о которых мы расскажем детальнее.
Как часто лить новую жидкость в гидроусилитель руля
Вопрос того, как часто менять гидравлическое масло в ГУР, во многом зависит от того, какую именно жидкость вы решили лить в гидроусилитель руля в прошлый раз. Качественные масла долго не теряют своих свойств, тогда как бюджетные жидкости для гидроусилителя руля (особенно отечественные) не могут похвастаться стойкостью параметров и четким соответствием заявленным характеристикам.
Многие производители машин и спецтехники заявляют, что лить новую жидкость в гидроусилитель руля не нужно, так как залитое на заводе масло сохраняет свои свойства без изменений в течение всего времени эксплуатации транспортного, грузоподъемного или сельскохозяйственного средства. На самом деле все обстоит иначе.
Смазка для элементов ГУР является расходным материалом, который, как все продукты нефтехимпрома, со временем утрачивает свои изначальные характеристики. Поэтому и возникает необходимость лить новую жидкость в гидроусилитель руля грузовика или спецтехники.
Новое гидравлическое масло в ГУР необходимо лить каждые 1-2 года. Только так получится сохранить гидронасос в стабильном рабочем состоянии, ход руля также будет легким. Время, когда надо лить жидкость в гидроусилитель руля, определяется условиями, в которых эксплуатируется машина. Если спецтехника испытывает повышенные нагрузки, ее постоянно используют или эксплуатируют на пределе возможностей, заливать гидравлическое масло нужно часто.
Почему может понадобиться лить новую жидкость в гидроусилитель руля преждевременно? Причина часто бывает в поломке одной из составляющих системы ГУР. Когда вышедший из строя фрагмент будет заменен, надо лить жидкость в гидроусилитель руля заново. Иначе система, в которой есть как новые, так и старые детали, не будет функционировать исправно.
Кроме того, следует регулярно проверять уровень смазки в бачке ГУР. Делать это нужно каждые 3 месяца. Заметили, что объем масла для гидроусилителя руля уменьшился? Чаще всего такое случается, если контур ГУР разгерметизировался. Решение – выполняем опрессовку, находим и ликвидируем протечку. Только после этого можно решать, какую лить жидкость в гидроусилитель руля.
Какую жидкость лить в гидроусилитель руля: выбираем подходящий тип масла
Все жидкости для ГУР вне зависимости от их вида и применяемости имеют принципиально одинаковый состав: в их основе лежат масла, а в них добавляется пакет присадок. По типу основной базы жидкости для ГУР делятся на 3 группы:
- Минеральные;
- Синтетические;
- Полусинтетические.
В основе минеральных жидкостей для гидроусилителя руля лежат масла, произведенные непосредственно при переработке (перегонке) нефтепродуктов. В основе синтетических жидкостей — масла и другие углеводороды, которые получили при органическом синтезе, причем сырьем выступают те же нефтепродукты. А основу полусинтетических жидкостей для ГУР составляют минеральные масла, в которые вводится до 30 % синтетических присадок.
Чтобы решить, какую жидкость лить в гидроусилитель руля, нужно принципиально определиться, какое по составу гидравлическое масло требуется для конкретного механизма или спецтехники.
В базовое масло добавляются разнообразные присадки. К ним относятся следующие добавочные компоненты: ингибиторы коррозии, добавки для уменьшения трения между различными минералами, стабилизаторы кислотности, вязкости, антивспенивающие вещества, компоненты для снижения негативных воздействий на резиновые уплотнители, красители и другие. Каждый производитель использует свои сочетания присадок, состав которых зачастую являются коммерческой тайной. Но в результате потребители получают огромный ассортимент масел и могут решить, какую жидкость лить в гидроусилитель руля в конкретной ситуации.
Все указанные выше масла для ГУР бывают 3 основных видов:
- Специальные жидкости для гидроусилителя руля PSF (Power Steering Fluid);
- Масла для автоматических трансмиссий ATF и ГУР (Automatic Transmission Fluid);
- Универсальные гидравлические жидкости, подходящие для ГУР и других гидравлических систем (Hydraulic Fluid).
Основные отличия между данными маслами заключаются в составе присадок, которые обеспечивают требуемые для стабильной работы ГУР характеристики. Также они имеют некоторые специфические особенности использования.
- Жидкости PSF.
Это специализированные жидкости, которые можно лить в гидроусилитель руля. Существует огромное разнообразие масел для ГУР, которые были разработаны отдельными автопроизводителями или концернами для использования только в конкретной спецтехнике. Существует градация PSF от I до IV, отличия между классами заключаются в составе присадок и, соответственно, в свойствах. Эти жидкости маркируются желтым (разработаны концерном Daimler) или зеленым цветом (разработаны компанией Pentosin, активно используются концерном VAG). Это отличные варианты того, какую жидкость лить в гидроусилитель руля.
- Жидкости ATF.
Изначально это были трансмиссионные масла для «автоматов», которые производители спецтехники стали использовать для заливки в ГУР. Данное решение снижает количество различных технических жидкостей, которые требуются для обслуживания тракторов, бульдозеров и прочих машин, однако требует принятия определенных мер при проектировании гидроусилителя руля.
Наиболее известные масла для ГУР – ATF — это жидкости Dextron II – VI (они маркируются красным цветом). Жидкости для гидроусилителя руля этого типа были разработаны концерном GeneralMotors. В них присутствуют те же присадки, что и в маслах для ГУР PSF, а также добавляются компоненты, которые предотвращают проскальзывание фрикционов, и снижающие интенсивность их износа.
- Гидравлические жидкости.
Это универсальные жидкости для гидроусилителя руля, которые используются в ГУР автомобилей, гидросистемах тракторов и спецтехники, в регулируемых подвесках и других системах и механизмах. Сегодня существует огромное разнообразие таких масел для ГУР, они имеют в маркировке буквы «HF» (Hydraulic Fluid) — Multi HF (универсальные жидкости, которые можно лить в гидроусилитель руля и другие системы), «CHF» (для центральных гидравлических систем), «MVCHF» и т.д.
Зачастую производители жидкостей для гидроусилителя руля добавляют в их название и аббревиатуру PSF, что говорит об их основном назначении. Но это не означает, что жидкость нельзя лить в гидроусилитель руля, если основное назначение указано другим. Подобные масла для ГУР могут маркироваться желтым или зеленым цветом, но часто имеют янтарную или натуральную масляную расцветку.
Методика подбора масла для ГУР
Жидкость для гидроусилителя руля со временем теряет свои качества и нуждается в замене. Периодичность ее зависит от интенсивности эксплуатации спецтехники: при интенсивной эксплуатации, особенно в сложных условиях — не реже раза в год или 30 тысяч км пробега; при щадящей — не реже раза в два года. Однако здесь следует учитывать и рекомендации производителя машины, так как для многих транспортных средств периодичность замены жидкостей может отличаться.
Не знаете, какую жидкость лить в гидроусилитель руля? Отталкивайтесь от рекомендаций производителя.
На замену следует брать только те масла для ГУР, которые одобрены автопроизводителем — только в этом случае есть гарантия, что гидравлическая система будет работать надежно и соответствовать запроектированным характеристикам.
Какого цвета лить жидкость в гидроусилитель руля
Как уже было сказано, масла различаются и по цвету – красные, желтые, зеленые. Они бывают как минеральные, так синтетические и полусинтетические. Рассмотрим особенности масел для ГУР в зависимости от оттенка и разберем, когда какие можно лить в гидроусилитель руля.
Красные жидкости для ГУР
Они относятся к классу ATF, то есть трансмиссионные. Чаще всего используются для автоматических коробок передач, но иногда применимы и для гидроусилителей руля. Красные марки Dexron II и Dexron III являются разработкой автоконцерна General Motors. Есть и другие марки красного цвета, но они изготавливаются по лицензии того же производителя.
Желтые жидкости для ГУР
Эти жидкости для гидроусилителя руля являются разработкой концерна Daimler AG, соответственно чаще всего используются в спецтехнике брендов Mercedes-Benz, AMG, Smart и других. Относятся к классу универсальных масел для ГУР и гидроподвесок. Для гидроусилителей руля стоит лить минеральные желтые жидкости. Популярные марки желтого цвета – Mobil и Total.
Зеленые жидкости для ГУР
Они являются разработкой концерна VAG, соответственно применяется в марках Volkswagen, Audi, Lamborghini, Bentley, Seat, Scania, MAN и других. Относятся к классу PSF, то есть используются только в гидроусилителях руля.
Компания Daimler также производит свои зеленые аналоги класса PSF под популярной маркой Pentosin.
Часто у возникает вопрос о возможности смешивания различных типов жидкостей для гидроусилителей руля. В принципе такая возможность существует, однако к ней следует прибегать лишь в крайних случаях. Причем нужно соблюдать несколько правил. Разберемся, какую жидкость лить в гидроусилитель при смешивании разных цветов:
- Запрещено смешивать друг с другом минеральные и синтетические жидкости, даже если они имеют одинаковый цвет;
- Условно разрешено смешивать жидкости одного цвета и с одним типом основы (минеральные — с минеральными, синтетические — с синтетическими);
- Условно разрешено смешивать жидкости желтого и красного цвета с одним типом основы;
- Условно разрешено смешивать одинаковые жидкости от разных производителей.
- Запрещено смешивать жидкости зеленого цвета с жидкостями любых других цветов.
Почему масла для ГУР разных цветов не рекомендуется смешивать? Все дело в их химическом составе: присадки, которые входят в различные типы жидкостей для гидроусилителей руля, могут вступать в реакции друг с другом, приводя к непредсказуемым последствиям. В результате смешивания жидкость для ГУР может загустеть, потерять свои антикоррозионные или антифрикционные свойства, из нее может выпасть нерастворимый осадок в виде механических включений, которые повредят поверхность металлических деталей. Все это в любом случае будет иметь печальный финал для гидроусилителя руля.
По этим же причинам смешивание жидкостей для ГУР разных цветов допустимо лишь условно, когда нет необходимости лить подходящее масло в гидроусилитель руля. Даже если средства имеют один цвет и принадлежат к одному типу, нет никаких гарантий, что их присадки совместимы друг с другом. Поэтому заливать в один бачок разные жидкости следует лишь при острой необходимости.
Замена масла в ГУР довольно проста, в общем случае она выполняется следующим образом:
- Установить автомобиль на подъемнике или домкратах так, чтобы передние колеса оторвались от земли;
- Удалить из расширительного бачка старую жидкость (это удобно делать с помощью шприца);
- Удалить из системы остатки жидкости — для этого необходимо отсоединить основной шланг от насоса, покрутить рулем, затем отсоединить шланг возвратной магистрали, и вновь покрутить рулем;
- Залить новую жидкость до указанного на бачке уровня;
- Покрутить рулем для распределения жидкости по системе, проверить уровень жидкости в бачке, при необходимости добавить жидкость;
- Закрыть крышку бачка, опустить автомобиль, запустить двигатель и выполнить небольшую поездку, проверить уровень жидкости — при его изменении долить или, наоборот, удалить излишки жидкости.
Обычно на расширительном бачке находятся 2 метки — «Min» и «Max», которые показывают уровень жидкости должен фиксироваться в диапазоне между ними.
В процессе эксплуатации машины необходимо контролировать уровень и состояние жидкости ГУР, своевременно доливая или полностью меняя ее. При правильном выборе и замене жидкости гидроусилитель руля будет надежно работать, обеспечивая комфортную и безопасную эксплуатацию автомобиля.
При выборе, какую жидкость лить в гидроусилитель руля, следует учитывать следующие факторы:
- Рекомендации производителя. Не нужно заниматься самодеятельностью и лить в ГУР первое попавшееся масло.
- Смешивание жидкостей для гидроусилителя руля допустимо лишь с похожими составами, но даже в этом случае не желательно. При первой же возможности выполните замену жидкости на рекомендованную производителем.
- Масло для ГУР должно выдерживать значительные температуры. Ведь в летний период они могут разогреться до +100°С и выше.
- Жидкость для ГУР должна быть достаточно текучей. Ведь в противном случае возникнет избыточная нагрузка на насос, что приведет к быстрому выходу его из строя.
- Масло должно обладать значительным ресурсом использования. Обычно замену жидкости для гидроусилителя руля проводят через 80-100 тыс. км пробега или раз в 2-3 года – в зависимости от того, что наступит раньше.
Можно ли лить в гидроусилитель руля трансмиссионное масло? Можно ли лить в ГУР моторное масло? Разберемся теперь и с этими вопросами.
Что касается моторного масла, то сразу стоит сказать — нет, его нельзя лить в качестве жидкости для гидроусилителя руля. А вот на счет трансмиссионного масла не все так однозначно — их лить допустимо, но с определенными оговорками.
Самыми распространенными являются две разновидности жидкостей для гидроусилителя руля — Dexron и Power Steering Fuel (PSF). Причем первая распространена больше. В настоящее время зачастую используют масла, которые отвечают стандартам Dexron II и Dexron III.
15 лучших масел для ГУР, которые можно лить в гидроусилитель
Какую жидкость лить в ГУР с точки зрения бренда? Ведь не все масла для гидроусилителя руля, представленные на рынке, одинаково качественные и надежные.
Самую лучшую жидкость для гидроусилителя руля достаточно трудно определить, ведь по рекомендации производителя в конкретную машину нужно лить именно предписанную марку. А поскольку такое требование соблюдают далеко не все владельцы, то мы постараемся составить список из 15 лучших жидкостей для ГУР, которые отличились стабильным качеством и получили много положительных отзывов.
Заметьте, что в ГУР можно лить такие жидкости:
- обычную ATF, как и в автоматическую коробку передач;
- Dexron (II — VI), то же что и жидкость АТФ, только другой набор присадок;
- PSF (I — IV);
- Multi HF.
Поэтому ТОП лучших масел для гидроусилителя руля будет состоять, соответственно, из этих категорий.
Итак, какую же жидкость (масло) лить в гидроусилитель руля из всех представленных на рынке?
Жидкость для ГУР | Наименование | Цена |
Multi Hydraulic Fluid | Motul Multi HF | от 1300 р. |
Pentosin CHF 11S | от 1100 р. | |
Comma PSF MVCHF | от 1100 р. | |
RAVENOL Hydraulik PSF Fluid | от 820 р. | |
LIQUI MOLY Zentralhydraulik-Oil | от 2000 р. | |
Dexron | Motul DEXRON III | от 760 р. |
Febi 32600 DEXRON VI | от 820 р. | |
Mannol Dexron III Automatic Plus | от 480 р. | |
Castrol Transmax DEX-VI | от 800 р. | |
ENEOS Dexron ATF III | от. 1000 р. | |
ATF для ГУРа | Mobil ATF 320 Premium | от 690 р. |
Motul Multi ATF | от 890 р. | |
Liqui Moly Top Tec ATF 1100 | от 650 р. | |
Formula Shell Multi-Vehicle ATF | от 400 р. | |
ZIC ATF III | от 1900 р. |
Отметим, что жидкости для гидроусилителя руля PSF от производителей (VAG, Honda, Mitsubishi, Nissan, General Motors и других) не участвуют в этом рейтинге, поскольку каждый из них имеет свое оригинальное масло для ГУР. Перечисленные выше масла являются универсальными и достаточно неплохими по качеству. Это те жидкости, которые можно смело лить в гидроусилитель руля.
Ранее мы писали о рабочих жидкостях для гидравлических систем.
%MINIFYHTML0d507ea6b7b7f2e93c816ead1e6468d215%
Последние статьи
- Мотоблок Агрос (Агрос, МТЗ): характеристики, двигатели, навесное оборудование
- Разбрасыватель органических удобрений (РОУ): устройство, подготовка, внесение
- Экскаватор ЭО-3323: технические характеристики колесного Калининца
- Экскаватор ЭО-3322: технические характеристики, емкость ковша, как работает
- Hitachi ZX 200: технические характеристики экскаватора