Для чего смазывать двигатель асфальтоукладчика
On 12.05.2022 by adminspecproteh StandardСистема смазки двигателя асфальтоукладчика предназначена для снижения трения между движущимися элементами двигателя, а следовательно, и для уменьшения износа и продления срока их эксплуатации. Одновременно смазка некоторых деталей асфальтоукладчика способствует и их охлаждению. Благодаря молекулярным силам притяжения смазка в тонком слое надежно удерживается на стенках движущихся элементов и не выдавливается из зазоров под действием высоких нагрузок. Поэтому при смазке трущиеся поверхности отделяются друг от друга тонким слоем масла. Это значительно сокращает силы трения между ними и увеличивает срок их службы.
Как работает смазка двигателя асфальтоукладчика
В ДВС асфальтоукладчика наиболее нагруженными и ответственными узлами являются шатунные и коренные подшипники и шейки коленчатого вала. На этих узлах установлены подшипники скольжения. Шейки коленчатого вала по своим размерам меньше отверстия подшипников. Этот зазор заполняет смазка. При остановленном двигателе асфальтоукладчика коленчатый вал под действием веса опускается на нижнюю часть подшипника и частично вытесняет смазку. При пуске мотора коленчатый вал начинает вращаться.
Благодаря силам притяжения смазка затягивается под вал силовой установки асфальтоукладчика, несколько смещая в сторону вращения центр вала по отношению к центру подшипника. Давление масла создается больше, и оно немного приподнимает вал. В это время вал опирается на слой смазки и через него на опору подшипника. Сила трения трущихся частей сильно уменьшается, а, следовательно, и детали работают значительно дольше.
Почему моторное масло теряет свойства
При работе двигателей асфальтоукладчиков масло подвергается загрязнению продуктами износа деталей и окислению кислородом воздуха, особенно в зоне высоких температур. Поэтому масло с течением времени теряет свои ключевые качества, что приводит к повышенному износу трущихся деталей двигателей.
Пуск двигателей асфальтоукладчика при низких температурах, когда смазка увеличивает свою вязкость, затрудняется из-за большого сопротивления, оказываемого маслом. Улучшения свойств масла добиваются введением различных присадок, которые снижают степень окисления масла при высоких температурах и сокращают изменение вязкости масла при изменении его температуры. Присадками масел являются химические вещества.
Устройство системы смазывания двигателя асфальтоукладчика
В двигателях внутреннего сгорания асфальтоукладчиков используется в основном комбинированная система смазки: часть узлов двигателя смазывается под давлением, а часть движущихся деталей — разбрызгиванием. Под давлением смазываются наиболее нагруженные узлы: коренные и шатунные подшипники коленчатого вала, поршневые пальцы, втулки и наконечники штанг толкателей, втулки коромысел и подшипники распределительного вала. Разбрызгиванием смазываются цилиндры, шестерни и кулачки распределительного механизма, приводы топливного насоса.
Система смазки двигателя Д-37Е, устанавливаемого на многие асфальтоукладчики, состоит из картера двигателя масляного шестеренчатого насоса, маслоприемника с фильтром, блока фильтров, фильтра тонкой очистки, масляного радиатора, фильтра грубой очистки, масляной магистрали, регулятора давления жидкости и термометра.
Емкостью для масла служит картер двигателя асфальтоукладчика, в который заливается 11 л масла через заливную горловину. В картер двигателя заливаются различные сорта масла в зависимости от времени года:
- летом — дизельная смазка фенольной селективной очистки ДС-11 (MlОБ) по ГОСТ 8581—63 с 6% присадки ВНИИНП-360 или ДСп-11 по ГОСТ 8581—57 и ДП-11 по ТУ 9-61;
- зимой используется масло ДС-8 (М8Б) по ГОСТ 8581—63 с 6% присадки ВНИИНП-360 плюс 1% АзНИИ ЦИАТИМ-1 или ДС-8 (М8В) по ГОСТ 8581—63 и ДСп-8 по ВТУ 23-58.
Масляный насос предназначен для подачи масла под давлением для смазки наиболее нагруженных сочленений двигателя асфальтоукладчика. Привод масляного насоса производится шестерней, зафиксированной на валу насоса и находящейся в зацеплении с шестерней распределительного вала.
Из картера масло через маслоприемник и сетчатый фильтр, служащий для предварительной грубой очистки засасываемой смазки, засасывается шестеренчатым насосом и нагнетается по маслопроводу к блоку фильтров. В блоке фильтров смазка очищается и разделяется на два потока. Один поток направляется через переключатель в масляный радиатор, где масло охлаждается и поступает в фильтр грубой очистки.
В фильтре грубой очистки масло очищается от посторонних примесей и направляется через клапан, служащий для регулирования давления в масляной системе, в масляную магистраль кривошипно-шатунного механизма. Клапан установлен на выходе из фильтра грубой очистки и отрегулирован на давление 3,5 кг/см2.
Схема смазки двигателя Д-37Е представлена ниже.
При повышении давления в магистрали открывается шариковый клапан и часть масла сливается по трубопроводу в картер двигателя асфальтоукладчика. При достижении заданного давления масла в системе под действием пружины клапан закрывается. Масло после фильтра грубой очистки подводится к пяти коренным подшипникам коленчатого вала. Проходя по коренным подшипникам коленчатого вала, оно смазывает их и по косым каналам, просверленным в щеках коленчатого вала, поступает к шатунным, подшипникам.
Смазав шатунные шейки, часть масла по сквозным-сверлениям в шатуне поступает для смазки поршневого пальца асфальтоукладчика. Из масляной магистрали по ответвлению масло подается для смазки подшипников распределительного вала и далее часть масла направляется для смазки оси коромысел. Использованное масло уносит продукты износа основных деталей кривошипно-шатунного механизма в картер двигателя.
Давление масла в системе смазки двигателя Д-37Е регистрируется датчиком, установленным после фильтра грубой очистки. Его данные передаются на указатель давления масла, установленный на щитке приборов асфальтоукладчика. На щиток приборов выводится и указатель температуры масла, замеряемой в картере двигателя.
Смазка цилиндров, привода топливного насоса, шестерен и кулачков распределительного механизма производится масляным туманом, который образуется за счет вращающегося с большой скоростью коленчатого вала. При этом масляный туман заполняет весь свободный объем от поверхности масла в картере до поршня. Давление в картере благодаря установке сапуна, соединяющего его с атмосферой, поддерживается атмосферное.
Уход за системой смазки двигателя
Основой ухода за системой смазки двигателя Д-37Е является поддержание заданного уровня масла в картере двигателя, своевременная и правильная замена масла и очистка фильтрующих элементов. О работе масляной системы асфальтоукладчика судят по показаниям манометра, который установлен на щитке приборов.
Давление масла замеряется в системе смазки и при прогретом двигателе, который работает на номинальных оборотах. Нормальное давление должно находиться в пределах от 1,5 до 3,5 кг/см2. При давлении масла в системе ниже 1 кГ/см2 нужно остановить двигатель асфальтоукладчика, выяснить причину, которая вызвала падение давления, и устранить ее.
Нормальная работа двигателя Д-37Е асфальтоукладчика может быть обеспечена при соблюдении основных правил эксплуатации системы смазки, т. е. при заливке масла через воронку с густой сеткой в картер двигателя следует использовать чистую посуду. Заливать в картер Д-37Е можно только то масло, которое рекомендовано заводом-изготовителем.
При техническом обслуживании Д-37Е необходимо проверять уровень масла в картере мотора и при необходимости доливать.
Важно: Уровень масла проверяется при остановленном двигателе асфальтоукладчика.
Необходимо помнить, что большое количество масла в картере затрудняет пуск двигателя асфальтоукладчика и создает обильную смазку стенок цилиндров, а это приводит к быстрому образованию нагара на поршне, кольцах и клапанах. При недостаточном уровне масла в картере двигателя Д-37Е или засорении масляной системы и продолжительной работе мотора асфальтоукладчика может произойти выплавка коренных и шатунных подшипников коленчатого вала двигателя.
Техническое обслуживание Д-37Е
При проведении технического обслуживания двигателя асфальтоукладчика через каждые 120 моточасов меняют масло в масляной системе, очищают и промывают центрифугу, очищают и промывают магнит, фланец и маслоприемник.
Через каждые 240 моточасов при проведении технического обслуживания №2 дополнительно должны промываться в чистом дизельном топливе сетка маслозаправочной горловины и трубка сапуна.
Через каждые 960 ч работы двигателя Д-37Е на асфальтоукладчике при необходимости рекомендуется снимать некоторые узлы системы смазки мотора и регулировать их на специальных стендах.
Своевременный уход и периодическая смена масла в системе Д-37Е на асфальтоукладчике являются важнейшими условиями надежной и долговечной работы двигателя.
Фильтр тонкой очистки масла
Для тонкой очистки масла на двигателе асфальтоукладчика установлена полнопоточная реактивная центрифуга. Масляный фильтр тонкой очистки работает так: часть масла от масляного насоса под давлением поступает в фильтр тонкой очистки. Подвод масла к фильтру производится по центральному отверстию, просверленному в оси ротора. Ротор сидит на бронзовой втулке и может свободно поворачиваться вокруг своей оси.
Из ротора масло под давлением направляется через два сопла, которые повернуты от радиального направления на угол 30° и симметрично относительно оси вращения. Образующийся реактивный момент вынуждает ротор вращаться со скоростью около 6 000 об/мин. Механические примеси в масле под действием центробежных сил отбрасываются на стенки ротора, где и застревают, а чистое масло проходит через фильтр и стекает в картер двигателя.
В нижней части корпуса фильтра Д-37Е установлены два шариковых пружинных предохранительных клапана и переключатель масляного радиатора. При работе двигателя асфальтоукладчика с включенным в систему смазки масляным радиатором переключатель устанавливается стрелкой на букву Л (лето). При отключении масляного радиатора стрелка переключателя устанавливается на букву 3 (зима).
Один предохранительный клапан регулирует давление масла в центрифуге и открывается при давлении масла 5—6 кГ/см2. Второй клапан (масляного радиатора) открывается при разности давлений 0,6—1,2 кГ/см2.
На схеме центрифуги для очистки масла используются следующие обозначения:
1— нижняя втулка; 2 — форсунка; 3 — корпус центрифуги; 4 — уплотнительная прокладка; 5 — крышка ротора; 6 — колпак центрифуги; 7 — гайка; 8 — гайка крышки ротора; 9 — ось ротора; 10 — стяжная трубка; 11 — маслозаборная трубка с фильтрующей сеткой; 12 — сообщающая трубка; /3 —основание ротора; 14 — заглушка; 15 — переключатель масляного радиатора; /5 —кронштейн крепления центрифуги; 17—болт; 18 — шарик предохранительного клапана центрифуги; /9 —шарик предохранительного клапана радиатора; 20 — пружина; 21 — пробка-заглушка; 22 — прокладка.
Обслуживание центрифуги двигателя Д-37Е
Уход за центрифугой двигателя асфальтоукладчика заключается в своевременной очистке и промывке, поэтому через 120 ч работы двигателя во время замены масла в картере двигателя ее разбирают, очищают и промывают. Для разбора центрифуги откручивают гайки крепления колпака и снимают его; выкручивают гайку 8 оси ротора 9 и снимают упорное кольцо. После этого осторожно снимают ротор с оси; откручивают гайку 8 крепления крышки ротора, снимают крышку ротора вместе с уплотнительной прокладкой.
Далее скребком счищают внутренние стенки крышки ротора и днища основания ротора, промывают детали ротора Д-37Е в чистом дизельном топливе, прочищают латунной или медной проволокой диаметром 1,5—1,8 мм отверстия форсунок. При разобранном роторе проверяют и при необходимости очищают отверстия в стяжной трубке и оси ротора.
Собирают ротор и крепят в обратной последовательности. При его сборке требуется совместить риски, которые нанесены на крышке и основании ротора, что позволяет сохранить его балансировку. Работоспособность центрифуги двигателя асфальтоукладчика проверяют сразу же после остановки двигателя. При правильной сборке после остановки двигателя в течение 30 сек будет слышен постепенно затухающий шум ротора.
Фильтр грубой очистки масла пропускает остальную часть масла, подаваемого насосом. Масло подается под давлением под колпак фильтра, откуда проходит через фильтрующую сетку в масляную магистраль. Фильтрующая сетка Д-37Е состоит из проволочно-щелевых фильтрующих элементов, имеющих большое количество щелей размером от 0,05 до 0,09 мм.
Посторонние частицы, крупнее указанных размеров, задерживаются этими фильтрующими элементами, а чистое масло поступает в систему смазки двигателя асфальтоукладчика. При сильном загрязнении масла могут засориться фильтрующие элементы и масло не будет поступать в систему смазки Д-37Е. При этом давление под колпаком фильтра соответственно увеличится. Для предохранения системы смазки в этом случае от прекращения подачи масла предусмотрен предохранительный клапан, который открывается при повышении давления масла под колпаком и направляет масляный поток в систему смазки двигателя.
Ранее мы писали о расходе топлива экскаваторов.
Последние статьи
- Мотоблок Агрос (Агрос, МТЗ): характеристики, двигатели, навесное оборудование
- Разбрасыватель органических удобрений (РОУ): устройство, подготовка, внесение
- Экскаватор ЭО-3323: технические характеристики колесного Калининца
- Экскаватор ЭО-3322: технические характеристики, емкость ковша, как работает
- Hitachi ZX 200: технические характеристики экскаватора