Бульдозер ДЗ 110: технические характеристики, двигатель, коробка, обзор
On 08.05.2022 by adminspecproteh StandardБульдозер ДЗ 110 — одна из легенд советского и российского машиностроения, выпускавшийся до 2002 года. Впечатляющие технические характеристики позволяют бульдозеру оставаться актуальным по сей день: ДЗ 110 продолжают активно эксплуатироваться с самыми разными задачами. О технических характеристиках, двигателе бульдозера ДЗ 110, модификациях и устройстве расскажем далее.
История создания
Бульдозер ДЗ-110 довольно популярный до сих пор, несмотря на то, что производство техники давно прекратилось. Данная спецтехника отлично выручает в сельском хозяйстве, в строительной сфере и на производственных работах. Также бульдозер является отличным помощником на тяжелых работах, например, в нефтяной и газовой отраслях. ДЗ-110 используется до сих пор и не потерял своей актуальности, отлично поддается ремонту и выполняет большой спектр задач.
Начало создания модели ДЗ-110 датируется второй половиной 20 века, популярность бульдозера позволила производителя выпускать несколько модификаций с различным набором опций. В основном за годы производства меняли технические характеристики машины и раз за разом повышали комфорт. Даже несмотря на распад СССР, бульдозер ДЗ-110 продолжали выпускать аж до 2002 года, производством занимался Челябинский тракторный завод. Интересный факт — после 2002 года все права на бульдозер ДЗ-110 полностью переданы предприятию «Спецтехника», но выпуск модели не возобновился.
Сегодня бульдозер ДЗ-110 немного устарел и уступает более дорогим импортным аналогам, отличающимися большим комфортом и технологичностью. Но популярность модели даже не снижается. Во-первых, бульдозеров ДЗ-110 много, а значит, с их устройством знакомо много мастеров, да и найти запчасти не составляет проблемы. Во-вторых, цена на них остается конкурентной.
Мало того, что бульдозер ДЗ-110 довольно просто починить и он неприхотлив к обслуживанию, также он может выдать неплохую производительность в самых сложных условиях, чем не могут похвастаться зарубежные модели. Одной из особенностей бульдозера стоит отметить стабильную работу при различных погодных условиях. Указанный рабочий диапазон температур ДЗ-110 — от -40 до +40 градусов.
Модификации бульдозера ДЗ-110
В стандартном исполнении бульдозера ДЗ-110 имеется трехзубчатый отвал с заглублением на 0,65 м. При желании можно установить вместо него однозубчатый отвал, ведь не все работы удобно выполнять с отвалом на 3 зуба. Также, помимо базового бульдозера ДЗ-110, производитель предлагал три модификации:
- ДЗ-110А — основой для модификации служит трактор Т-130 МГ, в качестве основного оборудования комплектуется неповоротным отвалом. Используется механическая многоступенчатая трансмиссия, а максимальная скорость движения находится в пределах 12,2 км/час.
- ДЗ-110В — основой послужил известный трактор Т-170, для покупателя предлагалась механическая либо автоматическая трансмиссия. Комплектуется двигателем с мощностью 180 л.с., показатель крутящего момента — 25 Нм.
- ДЗ ПОХЛ – модель с отвалом, имеющим угол перекоса 6 градусов.
Сравнение технических характеристик бульдозеров ДЗ-110А и ДЗ-110В
Характеристики | ДЗ 110 А | ДЗ 110 В |
Размеры: | ||
— длина | 5445 мм | 5500 мм |
— ширина | 3200 мм | 3420 мм |
— высота | 3087 мм | 3050 мм |
— клиренс | 415 мм | 455 мм |
Общая масса | 16800 кг | 18500 кг |
Объем топливного бака | 230 л | 290 л |
Кол-во передач: | ||
— передний ход | 8 | 8 |
— задний ход | 4 | 4 |
Трансмиссия | механическая | механическая, гидромеханическая |
Тип шасси | гусеничный | гусеничный |
Двигатель: | ||
— мощность | 170 л.с. | 180 л.с. |
— число цилиндров | 4 | 4 |
Максимальная скорость | 12,2 км/ч | 11,7 км/ч |
Расход топлива | 8,4 л/час | 9,3 л/час |
Размеры базового отвала: | ||
— длина | 3200 мм | 3200 мм |
— высота | 1300 мм | 1300 мм |
— предельная высота подъема | 1000 мм | 650 мм |
— предельное заглубление | 1000 мм | 650 мм |
Эксплуатация
Бульдозер ДЗ 110 используется в следующих направлениях:
- Дорожно-ремонтные работы. Выравнивание местности, сооружение насыпей, очистка от деревьев, пней, камней и снега;
- Строительство и реконструкция. Модель обычно применяется в качестве вспомогательной техники в паре с экскаватором для планировки территории, перемещения грунта и съема земляных слоев;
- Сельское хозяйство. На бульдозере разравнивают площадки под посев, убирают мусор, перемещают насыпные материалы, камни, ветки и прочее;
- Газовая и нефтяная отрасль. Бульдозер ДЗ-110 задействован при прокладке трубопроводов, уборке камней, грунта и скальных пород, формировании ландшафта;
- Работа с отходами и мусором. Бульдозер используют на мусорных полигонах;
- Лесное хозяйство.
Бульдозер ДЗ 110 неприхотлив и может эксплуатироваться в регионах с температурным режимом от -40 до +40 градусов.
Технические характеристики
Основным преимуществом бульдозера ДЗ-110 является мощный, тяговитый агрегат. Устанавливается 4-тактный дизельный двигатель Д-160. Довольно известная силовая установка, при объеме 14,48 литров она обеспечивает мощность в 170 л.с. Заявленный крутящий момент — 25 Нм. Для работы в различных климатических зонах двигатель оборудуется системой жидкостного охлаждения. Показатель тягового усилия довольно неплохой — целых 94 кН.
Также в двигателе бульдозера ДЗ-110 используется защита от внешних механических воздействий, реализованная благодаря чугунному цельному блоку цилиндров. Качество сборки на высоком уровне, и даже сегодня оно выглядит достойно. Также при визуальном осмотре можно заметить с правой стороны бульдозера ДЗ-110 особые люки, через которые можно следить за положением коренных подшипников. Замена также происходит через люки, что очень удобно, поскольку не требуется сложная разборка агрегата. Для уменьшения вибрации двигателя производитель реализовал уравновешивающий механизм. Также устанавливается специальный механизм газораспределения.
Габаритные размеры бульдозера ДЗ-110 без навесного оборудования:
- длина – 5445 мм;
- ширина – 3050 мм;
- высота – 3420 мм;
- клиренс – 415 мм;
- гусеничная база – 2478 мм.
Полная масса бульдозера ДЗ-110 равняется 18500 кг, предельное тяговое усилие – 98 кН.
Параметры стандартного бульдозерного оборудования (неповоротный отвал):
- ширина – 3200 мм;
- высота – 1300 мм;
- емкость – 1,7 куб.м;
- максимальная высота подъема над поверхностью – 1020 мм;
- максимальное заглубление в грунт – 650 мм;
- скорость подъема/опускания – 0,2 м/сек;
- угол резания – 55 градусов.
Для бульдозера ДЗ-110 доступны одно- и трехзубый рыхлители. Последний является базовым и поставлялся в начальной комплектации.
Характеристики рыхлителей бульдозера ДЗ-110:
- число зубьев – 1/3;
- масса – 1555/2245 кг;
- максимальное погружение – 950/650 мм.
Основные технические характеристики бульдозера ДЗ-110:
Габариты (длина, ширина, высота), мм | 5445*3050*3420 | |
Гусеничная база, мм | 2478 | |
Передняя/задняя колея, мм | 1880 | |
Эксплуатационная масса, т | 18,5 | |
Удельное давление на грунт, МПа | 0,05 | |
Максимальная скорость, км/ч | вперёд – 12,2; назад – 12,05 | |
Предельное тяговое усилие, кН | 98 | |
Базовый тип отвала | неповоротный | |
Объём отвала, куб. м. | 1,7 | |
Угол резанья, град | 55 | |
Максимальный подъём отвала, мм | 1020 | |
Предельное заглубление отвала, мм | 650 | |
Базовый тип рыхлителя | 3-зубый | |
Предельное заглубление рыхлителя, мм | 650 | |
Объем топливного бака, л | 230 л | |
Расход топлива, л/час | 8,4–9,3 |
Устройство ДЗ-110
Изначально бульдозер ДЗ-110 создавался на базе известного трактора Т-170, поэтому производитель решил оставить от него трансмиссию и гидравлику, имевшие удачную и надежную конструкцию. Но чтобы соответствовать параметрам настоящего бульдозера, на заводе были вынуждены добавить ряд изменений. В конструкции ДЗ-110 появился отвал с ножами, толкающие брусья, несколько гидроцилиндров, а также трубопроводы гидравлической системы.
Для обеспечения бульдозерных функций ДЗ-110 комплектуется:
- винтовым раскосом;
- трубопроводами гидросистемы;
- отвалом с ножами;
- толкающими брусьями;
- гидроцилиндром перекоса отвала;
- гидроцилиндрами опускания и подъема оборудования.
Соединение толкающих брусьев выполнено с использованием кронштейнов, которые оборудованы механизмом компенсации перемещений. Крепление элементов сделано с использованием сварных швов.
Двигатель ДЗ-110
Базовая версия бульдозера комплектуется 4-тактным дизельным двигателем Д 160. Конструкция агрегата предполагает наличие литого чугунного блока цилиндров, где в качестве опоры выступают вертикальные перегородки. Для упрощения обслуживания и ремонта в корпусе присутствуют люки для осмотра. Снижение уровня вибрации в агрегате достигается за счет использования уравновешивающего механизма. Запас крутящего момента движка составляет 25 %, что позволяет бульдозеру ДЗ-110 бесперебойно работать даже с повышенными нагрузками. Система газораспределения, жидкостный механизм охлаждения и фильтры тонкой очистки горючего увеличивают общий рабочий ресурс силовой установки.
Для гашения вибраций на бульдозере ДЗ-110 применяется уравновешивающий механизм, смонтированный в нижней области блока. Другой особенностью мотора является декомпрессионный механизм, обеспечивающий более свободное вращение коленчатого вала.
Агрегат Д 160 имеет жидкостную систему охлаждения закрытого типа с принудительной циркуляцией (антифриза или воды), которая выполняется центробежным насосом. Радиатор выполнен в виде трубчатой конструкции с охлаждающими пластинами и паровоздушным клапаном.
Топливная система бульдозера ДЗ-110 представлена баком, системой фильтров и форсунок и ТНВД. До попадания в мотор топливо очищается в трех фильтрах. Промежуточным звеном между ТНВД и баком является дополнительный подкачивающий насос.
Характеристики двигателя Д 160 на бульдозере ДЗ-110:
- рабочий объем – 14,48 л;
- номинальная мощность – 170 л.с.;
- номинальная частота вращения коленвала – 1250 об/мин;
- максимальный крутящий момент – 1098 Н*м;
- количество цилиндров – 4;
- средний расход топлива – 8,4-9,3 л/час;
- вместительность бака для топлива – 230 л.
На последних версиях бульдозера ДЗ-110 встречаются иностранные агрегаты Cummins (180 л.с.) и DEUTZ (190 л.с.). Отдельные модификации комплектуются ярославскими двигателями ЯМЗ 236. Но в целом эти версии бульдозеров не такие многочисленные – подавляющее большинство машин все же комплектовались именно Д-160.
Трансмиссия
В качестве трансмиссии на бульдозере ДЗ-110 выступает коробка передач на 12 скоростей, трансмиссия четырехвальная. Используется муфта сцепления исключительно замкнутого типа, оборудуется гидравлическим приводом.
Трансмиссия ДЗ-110 не отличается от базового трактора Т 170. Для управления бульдозером используется 12-ступенчатая коробка передач (8 скоростей вперед, 4 скорости назад). В трансмиссии используется сухое сцепление замкнутого типа, которое дополняется гидравлическим сервоприводом. Опционально на бульдозер ДЗ-110 устанавливаются уменьшитель хода и ВОМ.
Диапазон скоростей движения:
- вперед – 3,7-12,2 км/час;
- назад – 3,56-12,05 км/час.
Ходовая
Еще одним преимуществом конструкции бульдозера ДЗ-110 считается ходовая система, монтируемая на специальные тележки с балансиром. Имеется трехточечная жесткая подвеска, что обеспечивает бульдозеру отличную проходимость на сложных поверхностях и улучшенную устойчивость при движении.
Для улучшенного передвижения и выполнении работы на бульдозере ДЗ-110 изготовитель решил установить гусеничную цепь стандартной прямоугольной формы, на гусеницах имеется 6 опорных катков со всех сторон. Также гусеницы можно подключить к гидравлической системе, а сама гидравлика также способна настраивать работу отвала. Комплектуется бульдозер ДЗ-110 неповоротным отвалом, указанный угол резания грунта равняется 55 градусов. Рыхлитель используется трехзубый, отвал имеет максимальное заглубление в 650 мм. Легким и компактным отвал назвать нельзя, ведь его вес составил 2 245 кг. Полный вес бульдозера ДЗ-110 также впечатляет — 14 320 кг, а указанная длина 5,2 метра. Ширина ДЗ-110 составила 2,47 метра, а вместе с кабиной указанная высота 3,08 метра. При вполне качественных гусеницах и оптимальном весе бульдозер ДЗ-110 создает давление на грунт 0,05 МПа.
ДЗ-110 комплектуется тележечной ходовой частью с трехточечной подвеской жесткого типа и балансирной балкой. На плотных грунтах подобная компоновка показывает лучшую эффективность, чем рессорная подвеска. Прямоугольная гусеничная рама дополняется устройством натяжения.
Параметры ходовой части бульдозера ДЗ-110:
- число опорных катков – 6 (с одной стороны);
- ширина колеи – 1880 мм;
- размер стандартного башмака – 500 мм;
- удельное давление на поверхность с базовым набором оборудования – 0,05 МПа.
Кабина оператора
Обеспечить максимальный комфорт для водителя бульдозера ДЗ-110 позволила кабина, которую устанавливают на виброплатформе, эффективно гасящей колебания. Интересным является и водительское кресло подресоренного типа. Оно может регулироваться как вертикально, так и горизонтально. Некоторые комплектации бульдозера ДЗ-110 предлагаются с встроенным кондиционером.
Бульдозер ДЗ 110 оборудуется просторной металлической кабиной, в которой могут разместиться двое человек. Особая конструкция платформы сокращает вибрации, возникающие в процессе эксплуатации. Для оператора предусмотрено мягкое кресло с регулировками положения и наклона спинки. Большие стекла ДЗ-110 обеспечивают хорошую обзорность для механизатора во всех направлениях. Кабина имеет базовый набор поддержания температуры в салоне: вентиляцию и систему обогрева. Опционально возможна установка кондиционера.
Ранее мы писали об устройстве бульдозера САТ D6R.
Последние статьи
- Мотоблок Агрос (Агрос, МТЗ): характеристики, двигатели, навесное оборудование
- Разбрасыватель органических удобрений (РОУ): устройство, подготовка, внесение
- Экскаватор ЭО-3323: технические характеристики колесного Калининца
- Экскаватор ЭО-3322: технические характеристики, емкость ковша, как работает
- Hitachi ZX 200: технические характеристики экскаватора