Асфальторазогреватели: для чего нужны, виды, устройство, принцип работы
On 12.05.2022 by adminspecproteh StandardЕсли появляется необходимость провести ямочный ремонт асфальта, то используется асфальторазогреватель. Это спецтехника, позволяющая прогреть поврежденный слой дорожного полотна и быстро и эффективно устранить всевозможные дефекты.
О том, что делают асфальторазогреватели, как работают, какие бывают и как устроены, расскажем далее.
Принцип работы и виды разогревателей асфальта
Асфальторазогреватель применяется для разогрева поврежденных участков асфальтобетонного покрытия при текущем ремонте улиц и площадей, автомобильных дорог и аэродромов. После перемешивания верхнего слоя разогретого асфальтобетона и добавления необходимого количества новых материалов ремонтируемый участок подлежит уплотнению.
Разогревающие устройства этих машин выполняются с использованием инфракрасного излучения, потока горячего воздуха, одновременного использования инфракрасного излучения и потока горячего воздуха или токов высоких и сверхвысоких частот. В качестве первичного источника нагрева применяются горелки, работающие на керосине, сжиженном газе или с использованием токов высоких и сверхвысоких частот.
С использованием асфальторазогревателей выполняют следующие виды работ по текущему ремонту асфальтобетонных покрытий:
- ликвидируют наплыв и волны,
- заделывают трещины и выбоины,
- втапливают на отдельных участках покрытий обработанный битумом щебень с целью повышения шероховатости дорожного полотна.
Последовательность выполнения работ при ямочном ремонте асфальтобетонных покрытий с применением асфальторазогревателей такая:
- подготовка ремонтируемого участка, включающая очистку, разметку, подвоз необходимых материалов,
- разогрев асфальтобетонного покрытия на ремонтируемом участке дороги с использованием асфальторазогревателей,
- рыхление разогретого асфальтобетона на ремонтируемом участке,
- добавление свежей асфальтобетонной смеси,
- перемешивание ее с разрыхленной смесью разогретого покрытия и разравнивание,
- уплотнение участка покрытия после разравнивания.
Устройство асфальторазогревателя на примере ДЭ-2
Асфальторазогреватель ДЭ-2:
1 — шасси УАЗ-451ДМ; 2 — кузов; 3 — обойма баллонов; 4 — газопровод; 5 — электрооборудование; 6 – гидравлическое оборудование; 7 — механизм подъема блока; 8 — блок горелок
Асфальторазогреватель ДД-2 (Д-717) смонтирован на шасси автомобиля УАЗ-451ДМ. В кузове фургонного типа размещено следующее оборудование:
- газобаллонная установка, содержащая баллоны со сжиженным газом, редуктор низкого давления, трубопроводы и рукава;
- блок горелок инфракрасного излучения типа ВИГ-1,
- обоймы для крепления баллонов;
- механизм подъема блока горелок;
- гидравлическое оборудование,
- электрооборудование.
Газобаллонная установка включает в себя 12 баллонов со сжиженным газом (пропан), смонтированных во вращающихся обоймах по три баллона. Каждый баллон имеет редуктор низкого давления.
Трубопровод установки асфальторазогревателя состоит из коллектора, подводящих труб, рукавов и муфтовых кранов. В передней части кузова смонтированы 4 обоймы баллонов со сжиженным газом по 4 баллона в каждой. Конструкция обоймы позволяет ей вращаться вокруг оси. При снятии и установке баллонов обоймы из кузова асфальторазогревателя выдвигают через боковые двери, баллоны ставят на площадках обоймы и закрепляют на своих местах зажимами и присоединяют рукавами к газопроводу, после чего обоймы (с баллонами) вдвигают в кузов и закрепляют в транспортном положении стяжками. Для легкости вращения обоймы внизу установлен ролик, опирающийся на пол кузова.
В газобаллонную установку асфальторазогревателя входит блок горелок, который представляет собой трубчатую раму, к которой крепятся 36 горелок типа ВИГ-1. Рама блока одновременно служит газопроводом. Горелки к трубам монтируются с помощью двух фасонных кронштейнов и хомутов таким образом, что обеспечивается замена любой горелки без разборки блока.
Весь блок разделен на 4 секции:
- 2 крайние по одному ряду горелок (6 шт.),
- 2 средние по два ряда горелок (12 шт.).
Каждая секция имеет свой кран подвода газа, что позволяет работать любой секцией и разогревать по мере необходимости полосу шириной 257. 770, 1285 или 1542 мм.
Для обеспечения возможности работы асфальторазогревателя около бордюрного камня трубчатая рама блока горелок устанавливается на четырех роликах, что дает возможность смещать блок в правую или левую сторону на 500 мм. Положения рамы фиксируются относительно асфальторазогревателя. В транспортном положении блок горелок убирается в кузов машины при помощи гидравлического механизма подъема с ручным насосом. Газ к раме блока подается через краны по гибким резиновым рукавам.
С правой стороны кузова асфальторазогревателя имеется окно, в нише которого находится магистральный газовый кран, кран запальника и сам запальник, служащий для зажигания горелок в блоке. Он состоит из вентиля для регулировки пламени в зависимости от погодных условий, форсунки, рукава и колпака.
Для опускания блока горелок в рабочее положение и для подъема в транспортное положение используется механизм подъема с гидравлическим приводом. Механизм состоит из гидроцилиндра, несущих тяг, упора, ограничивающего высоту подъема, кронштейна, на котором крепится механизм подъема, и тяг, позволяющих устанавливать положение блока горелок параллельно поверхности разогреваемого покрытия. В транспортном положении блок располагается вертикально в концевой части асфальторазогревателя.
На раме кузова смонтирован регулируемый упор, который определяет высоту расположения блока горелок над поверхностью покрытия во время работы. Регулировка высоты достигается винтом-упором. Для обеспечения смещения блока горелок в сторону механизм подъема имеет раму из гнутых профилей, которая подвешена к несущим рычагам механизма двумя промежуточными рычагами.
Гидроцилиндр подъема и опускания блока горелок работает от ручного насоса. Гидрооборудование включает в себя, кроме гидроцилиндра, бак объемом 12 л, гидравлический распределитель, вентили и систему трубопроводов. Пульт управления расположен с левой стороны кузова асфальторазогревателя. Управление производится через специальное окно.
Цельнометаллический закрытый кузов фургонного типа имеет 2 боковые двухстворчатые двери и одну заднюю одностворчатую, которая открывается вверх. В кузове устанавливается все специальное оборудование. С левой стороны по ходу асфальторазогревателя размещено окно, через которое осуществляется управление и контроль за гидросистемой, а с правой — окно, обеспечивающее доступ к кранам газобаллонной установки. Вентиляционные жалюзи, оборудованные в передней и обеих боковых стенках кузова асфальторазогревателя, необходимы для удаления появившегося газа. Кузов освещается светильником РН-60 во взрывобезопасном исполнении.
Под полом кузова, слева по ходу асфальторазогревателя, монтируется топливный бак. Для заправки топливом бака в левой боковой стенке кузова имеется открывающийся лючок.
Устройство асфальторазогревателя АР-53А
Асфальторазогреватель АР-53А применяется для разогрева обрабатываемых участков асфальтобетонных покрытий газовыми инфракрасными излучателями, добавления в случае необходимости новой асфальтобетонной смеси, уплотнения уложенной массы, сопряжения полос ранее сооруженного покрытия с новым. Его задействуют для проведения текущего ремонта малых и средних карт дорожного покрытия (площадью более 10 м2) вместе с самоходным катком, входящим в комплект.
Специальное оборудование асфальторазогревателя смонтировано на шасси автомобиля ГАЗ-53 и состоит из кузова, блока горелок, линейки горелок, комплекта баллонов со сжиженным газом, коммуникаций, генератора синхронного трехфазного типа.
Ремонтируемое покрытие после его очистки и разметки разогревают блоком горелок: по всей площади — при ремонте небольших карт, и по периметру отмеченного контура — при ремонте больших карт. После взрыхления граблями разогретого на глубину 3-4 см асфальтобетонного покрытия добавляют в рекомендуемое место новый материал из бункера-термоса асфальторазогревателя, перемешивают его с разогретым старым и смесь уплотняют от краев к середине ремонтируемого места.
Места сопряжений старого и нового покрытий разогревают с помощью линейки горелок. Во время проведения ремонтных работ температура покрытия должна быть в пределах 130-150°С. Продолжительность технологических операций после окончания разогрева покрытия до укатки ремонтируемого участка не должна превышать время сохранения разогретым асфальтобетоном температуры не ниже 100°С. После окончания работ ручной виброкаток и блок горелок переводят в транспортное положение.
Кузов асфальторазогревателя АР-53А используется для размещения рабочего оборудования. В его передней части находится кабина для перевозки 2 человек. Блок горелок представляет собой металлическую раму с закрепленными в ней газовыми инфракрасными излучателями. При разогреве покрытия поверхность блока горелок должна быть параллельна поверхности покрытия. В транспортном положении блок он располагается вертикально. Поднимают и опускают его с помощью гидроцилиндра.
Линейка горелок асфальторазогревателя представляет собой металлическую раму с укрепленными в ней в ряд газовыми инфракрасными излучателями. В транспортном положении линейка находится внутри кузова (с левой стороны), где установлены также баллоны со сжиженным газом (для питания блока и линейки горелок) и электровиброкаток.
Для питания электровиброкатка задействуется генератор переменного тока. Привод генератора производится от коробки отбора мощности двигателя автомобиля. Бункер-термос обеспечивает хранение горячей асфальтобетонной смеси. Смесь поступает в тележку через открытый (с помощью гидроцилиндра) лоток бункера и перевозится на участок проведения работ.
Крутящий момент от вала коробки отбора мощности, прифланцованной к коробке передач базового шасси, передается на ведущий вал насоса гидропривода, а от нижнего вала — входному валу генератора карданной и ременной передачами. Гидросистема асфальторазогревателя АР-53А состоит из шестеренного насоса, гидрораспределителя, гидроцилиндров поворота, подъема и опускания блока горелок, задней двери и телескопического цилиндра виброкатка, масляного бака, дросселей, сетчатого фильтра и маслопроводов.
Основным отличием асфальторазогревателя АР-53 от асфальторазогревателя АР-53А является отсутствие в его составе средств уплотнения асфальтобетонной смеси, в связи с чем при мелкоямочном ремонте необходимо в комплексе с асфальторазогревателем АР-53 дополнительно использовать моторный каток.
Ранее мы писали о системе смазки двигателя асфальтоукладчика.
Последние статьи
- Мотоблок Агрос (Агрос, МТЗ): характеристики, двигатели, навесное оборудование
- Разбрасыватель органических удобрений (РОУ): устройство, подготовка, внесение
- Экскаватор ЭО-3323: технические характеристики колесного Калининца
- Экскаватор ЭО-3322: технические характеристики, емкость ковша, как работает
- Hitachi ZX 200: технические характеристики экскаватора